Продолжая разработку «огненного лезвия» CBR900 — инженеры Honda поняли, что дальнейшее обновление переводит мотоцикл уже в более высокий класс — литровых моделей. Поэтому в 2004 году работы по старой модели завершаются.
Её место на сборочном конвейере получает Honda CBR1000 — новое «огненное лезвие».
Мотоцикл получил все наработки своего прототипа, а также множество нововведений. Естественным было включение всех уже проверенных решений.
Кроме того новичок получил обновлённую раму, подвеску и то, чего, так не хватало владельцам первого лезвия — рулевой демпфер на основе электронных мозгов. Собственная разработка концерна — Honda Electronic Steering Damper (HESD).
Выпуск продолжается. С момента запуска модели в производство прошло 4 (по некоторым данным 5) рестайлингов.
Содержание
Конструкция Honda CBR1000RR Fireblade
Для рамы разработчики использовали уже проверенные сплавы на основе алюминия. Жёсткость конструкции достигалась за счёт минимума сварных соединений, а расчётная манёвренность в результате переработки геометрии.
- Уже «из коробки» подвеска байка давала возможность регулировки всех параметров. До 2011 года передняя часть поддерживалась обычной телескопической вилкой перевёрнутого типа. Диаметр ног был 43 мм, полезный ход 110 мм. Более поздние модели получили вилку Showa Big Piston, рабочий ход 120 мм. Сзади устанавливается амортизатор Pro-link маятникового типа. Ход пружин 135 мм.
- Интересным стало решение разработчиков не менять объёма двигателя, типа подачи топлива, системы охлаждения. Все улучшения должны достигаться только посредством изменений в раме, подвеске, электронике. В продолжение своей 15- летней истории байк строго следует этим правилам. Меняются внешние и внутренние характеристики (порой кардинально), но параметры движка — неизменны. По мнению пользователей — это хорошо. При пересадке на более новую модель будет меньше неожиданностей.
Экстерьер
В течении эволюции внешний вид байка разработчики меняют не сильно.
Только с 2012 года начинается постепенная замена всей оптики на светодиодную. Модели последних лет выпуска получают её уже в стоковой комплектации.
Передняя часть
- Несмотря на то, что модель относится к спортивному классу, внешний вид её, как и первое лезвие использует концепт дорожного байка. 17-дюймовая передняя покрышка закрыта плотно прилегающим крылом. Над ним большой передний обвес. Байк комплектуется «лисьим глазами».
- Головная оптика разделена на две фары, но при этом настройка рефлекторов выполнена очень качественно. По традиции для Honda один глаз отвечает да ближний, второй за дальний свет. Модели последних лет выпуска получают даже ДХО, установленный между фарами.
- Сигналы поворота в первых версиях устанавливались на своих стойках, закреплённых на внешней стороне обвеса. С появлением LED они переместились на тыльные стороны зеркал, сразу завоевав расположение пользователей, которые ранее жаловались, что в свете головных фары их не видят.
- Зеркала вынесены за пределы байка. В стоковой комплектации имеют форму прямоугольника. Крепление, как у первого «лезвия» на внешней стороне пластика. Разнесены хорошо, хоть высота и не большая, но картинку дают хорошо. Высокие мотоциклисты отмечают, что при удивительно низкой установке «он своих рук/плечей не видит». Общая высота мотоцикла позволяет зеркалам свободно проплывать над ушами легковушек. Стоит отметить, что при укладке мотоцикла первыми пострадают ручки и подножки, зеркала останутся целыми.
- Конструкция ветрозащиты полностью позаимствована у первого «лезвия». Такие же продолжения стоек обвеса вдоль боковых граней стекла которое может по максимум прикрыть панель приборов — не больше.
Приборы
Как и следовало ожидать — бо́льшая часть информации представляется в ЖК виде.
- Перед водителем большой стрелочный тахометр (размечен до 14х1000), остальное в виде цифр.
- Под тахометром скорость, температура двигателя, время.
- Одометр, заряд АКБ, выделены на отдельный экран слева от основного.
- Скорость и обороты двигателя схватываются одним взглядом, вечером подсвечиваются красивой оранжевой подсветкой.
Другая информация представлена индикаторами сгруппированными в 2 блока по сторонам тахометра. Здесь сигналы поворота, включение нейтралки и дальнего света, одна про запас. К сожалению, мотоцикл не избавился от болячки, присущей предыдущей модели. Информацию о топливе представляет только один индикатор, загорающийся когда в баке остаётся менее 3 л.
Задняя часть
Уже с последних модификаций предыдущей модели седло байка начали разделять на две отдельные части — для водителя и второго номера.
В литровой модификации пошли ещё дальше и водитель сидит как на коне — спереди ограждает топливный бак, сзади — высокий насест для второго номера.
Выноса рамы за вторым номером нет, но её задранность, а также огромный брызговик, который начинается сначала горизонтально и только довольно далеко позади уходит вниз позволяет «заколхозить» багажник, и установить кофр. Но при установке следует быть внимательным, так как новые модели (с LED) предполагают установку стопа и габарита в заднюю часть рамы, а не на брызговик. Правда центры тюнинга предлагают решить это, повесив на винты крепления номерной таблички полный набор огней, включая сигналы поворота.
В погоне за облечением модели разработчики изменили и топливный бак. Он похудел на 2 л. До 2011 он вмещал 18, затем 17, и наконец начиная с 2017 года вмещает 16 л. Возможно это связано с применением новых энергосберегающих технологий, более экономного расхода и т. п.
Технические характеристики
Одной из причин что при рестайлингах разработчики не меняли мотор, является то, что хорошего движка, который грамотно общался бы со всей электроникой, напиханной в байк у завода просто не было.
И если другие технические узлы можно было брать от прототипа то разницу в классах так просто не перепрыгнешь. Двигатель рисовался с ноля, но он получился настолько удачным, что создал основу для разработки ещё двух байкам, которыми Honda занялась после ухода в серию второго «лезвия».
- Honda CB1000R;
- Honda CBF 1000.
Они имеют идентичные движки с искусственно заниженным количеством лошадей, что интересно если учесть что у обоих ЛИТР!
Этот 4-цилиндровый, 4-тактный движок, имеющий рядное расположение поршней, может выдать:
- рабочий объём — 998 см3;
- мощность — 174 л.с (c 2017 — 192);
- количество клапанов — 16 (по 4 на цилиндр);
- охлаждение — жидкостное;
- подача топлива — инжектор;
- зажигание — цифровое;
- пуск — электростартёр;
- топливный бак — 16 л.
Последние сборки получили систему управления тягой собственной разработки Honda Selectable Torque Control, У других брендов это называется проще — трекшн-контроль.
Трансмиссия и сцепление
6-ступенчатая КПП, устанавливаемая на мотоцикл в процессе производства постоянно дорабатывается.
- 2008 год — первая переборка, появилась функция проскальзывания сцепления;
- 2011 год — вторая переборка, изменение передаточных чисел.
Принцип действия секвентальный, сцепление многодисковое в масляной ванне. Привод — цепью
В зависимости от года выпуска сцепление может быть гидравлическим (модели 2005—2007) или стандартное, посредством тросика.
Тормоза
Диаметр передних дисков поменялся ещё при выпуске тестовых моделей, однако в отличие от прототипа здесь ограничились размером в 320 мм. По мнению разработчиков такая система должна стать мягче, тормозить плавнее, а в общем увеличить комфорт.
Передние тормоза:
- количество дисков — 2;
- диаметр — 310, 320 мм;
- поддержка — 4-поршневая.
Задние тормоза:
- количество дисков — 1;
- диаметр — 220 мм;
- поддержка — 1-поршневая.
В 2009 году в стоке появились комби-брейки + ABS. Владельцы более ранних моделей могли их установить как опции. Новые покупатели получали сразу.
Ходовые характеристики
Максимальная скорость 286 км/час, но при этом существует небольшой резерв по мощности.
Разгон до сотни
Разгон с места до 100 км по измерениям тестовых испытаний составляет 2.94 сек.
Расход топлива
По заявлениям разработчиков модель должна потреблять не более 6 л для городского использования. Конечный результат зависит от трассы и стиля вождения пилота.
Размеры и вес
Установка ABS в обычном случае увеличивает общий вес на 10–12 кг.
Первые версии с этой опцией весили больше 200 но постоянная работа по облечению байка привела к снижению снаряжённой массы с 210 кг (начало производства) до 196 кг (модели 2017–2018) .
Моделируя новое «лезвие» разработчики решили, что высота по седлу не должна отличаться от показателей первой версии. Поэтому вне зависимости от изменений других габаритных параметров — место пилота не меняли. Также остался неизменным дорожный просвет.
Остальные параметры менялись от 2 (ширина) до 5 раз (длина):
- длина мотоцикла выросла на 30 мм — с 2035 до 2065 мм;
- ширина уменьшилась — с 320 до 685 мм;
- мотоцикл стал выше на 5 мм — с 1120 до 1125 мм;
- при этом высота по седлу составила 820 мм (все версии);
- колёсная база также выросла на 5 мм — с 1405 до 1410 мм.
- клиренс — 130 мм.
Для кого подойдёт?
Задранные подножки первого лезвия по замыслу разработчиков должны были предоставить возможность покупки мотоцикла большему числу пользователей. Но в итоге высокие подножки не стали удобнее для мотоциклистов большого роста (сильнее сгибать колени и тренировать растяжку), а низкорослые предпочитали выбрать более комфортную версию.
В новом лезвии провели работу над ошибками и зафиксированное по высоте седло, а также более низкие подножки создали определённый комфорт для мотоциклистов среднего и высокого роста.
Более низким пилотам рекомендуется смотреть в сторону других моделей, либо при выборе этой — внимательно относится к своим ощущениям и брать более длительный тест-драйв (по возможности).
Модификации
В 2014 году по многочисленным просьбам на заводе рождается Honda CBR1000RR SP Fireblade. Базовая версия оставляется гражданским мотоциклистам, а новая позиционируется как гоночная.
Но ходовые характеристики гонщика в стоковой сборке ничем (!!!) не отличаются от гражданской версии. При этом он может похвастать наличием «из коробки» квик-шифтера, титанового бака для топлива, умной электронной подвески Ohlins Smart EC и тормозных суппортов Brenbo.
Отличительной чертой является наличие небольшого обтекателя вместо насеста для второго номера (седло одно). Кроме этого модификация имеет меньшее количество пластика, открытый двигатель и запуск только с лапки кик-стартёра.
Выпуск гоночной версии продолжается параллельно с основной.
Honda CBR1000RR Fireblade или Yamaha R1? Трудности выбора
На форумах, посвящённых мотоциклетной тематике часто сравниваются эти 2 байка. Иногда до кучи добавляют немцев, итальянцев, других японцев, Но чаще всего выбирают между этими моделями.
На самом деле в большой степени выбор зависит от любви пользователя к технике определённого бренда.. Не стоит забывать что у R1 есть гражданская модификация, а у огненной бритвы есть гоночная. Но в сущности выбор можно свести к одному пункту, которым славится Honda. Это внимание к пользователю.
Электроника бритвы будет до последнего контролировать пользователя чтоб вмешаться, если ситуация начнёт выходить из-под контроля. У водителя R1 свобода выбора больше. Недаром, иногда в рекламе Honda появляется упоминание о total control — полный и постоянный контроль над ситуацией. Выбрать, что ему важнее — повышенная безопасность или свободная безбашенность сможет только сам пользователь.
Если смотреть в начинку байков — за исключением собственных разработок концернов она будет практически идентична. У обоих уже есть трекшн-контроль, разгон до 100 сравним (разница в сотые доли секунды) скорость и расход топлива зависят от умений пилота.
Недостатки Хонды
Несмотря на проработку всех мелочей разработчиками Honda — минусы немного странные:
- Расход топлива. Литр есть литр, но на других литровых байках концерна при городской езде расход менее или сравним с 600-кубовыми.
- Греется. Вентилятор при стоянке у светофора запускается поминутно.
- При движении по двору (10—15 км) начинается вибрация. При ускорении пропадает.
- Слабая ветрозащита.
- Зеркала — не критично, но хотелось бы иметь большие.
Последние два пункта решают посредством тюнинга. Для бритвы есть разработки больших зеркал с повторителями поворотников и габаритами. А стекло можно установить стороннее.
и достоинства
Плюсов владельцы отмечают много:
- удобная посадка;
- чуткая реакция на ручку газа;
- мощные тормоза;
- отличная, хорошо читаемая приборка (если не считать маленькой ложки дёгтя — отсутствия индикатора топлива).
Заключение
Литровый мотоцикл вообще не рекомендуется для покупки в качестве первого, а к огненному лезвию Honda CBR1000RR Fireblade это относится в особенности. Мощные тормоза, и шустрое ускорение могут привести к проблемам у начинающих.
В то же время хорошая управляемость, движение как по рельсам, а также чуткая реакция на газа не оставят равнодушными бывалых.
Фаерблейд издавна считается самым надежным спортбайком, как и самым «спокойным». А вообще, нынешние «спорты» обладают практически идентичными характеристиками, так что есть где разгуляться.
Очень крутой мотоцикл, у друга такой. Себе хочу такой же, по характеристикам вообще мощь.
Основные параметры двигателя очень любопытные, а вот дизайн этой модели меня вообще не порадовал.