Какими качествами должен обладать мотоцикл для езды по пересечённой местности? Надёжность, мощность, манёвренность… Полный список составить сложно. Разработчики японской компании Honda поняли что всеми необходимыми качествами обладает кроссовый. Выпускались кроссовые версии CR250R, enduro — CR250M.
Модель Honda CRM 250 стала ответвлением от основной линейки, но сохранила все лучшие качества серии — надёжность, прочность, долговечность.
Содержание
Конструкция Honda CRM 250
Представителем такого решения и стал CRM 250 — эндуро с стальной рамой, выпущенный в 1989 году. Так как на конвейере он появился позже кроссового CR250R, многие параметры у моделей идентичные. Электронное управление, общая жёсткость конструкции, хорошая тяга на верхах.
Но разработчики учли что гонять по лесам на максимальных оборотах вряд ли кто-то станет, поэтому новый байк получил меньшую мощность, но одинаково хорошую тягу на всём диапазоне скоростей. Это поспособствовало росту надёжности и долговечности.
Особенности
Одной из деталей доставшихся в наследство от своего кроссового родителя стала перевёрнутая передняя вилка.
В первых моделях (1989–1991) ставилась обычная, затем её заменили.
Новая версия имела рабочий ход в 300 мм, повышенную энергоёмкость, возможности регулировки усилия сжатия. В задней части использовали стандартное решение на моно-амортизаторе. Как и у передней вилки, можно было настроить усилие сжатия.
Экстерьер
К enduro ПДД относится более лояльно, чем к кроссовым версиям, поэтому создавая байк разработчикам пришлось заново решать вопросы оптики и зеркал.
В то же время, так как мотор тоже перешёл в наследство, его центровку, расположение, внешнее оформление можно было не трогать.
Передняя часть
Как у многих внедорожных мотоциклов, большое переднее крыло поднято почти под самую раму.
- Передний обвес небольшой, слегка выгнут вперёд. По центру его расположена круглая фара средних размеров. Под ней есть технологический проём для забора холодного воздуха, который благодаря конструкции рамы направляется к радиатору двигателя.
- Верхнюю часть обвеса венчает небольшое ветровое стекло. Так как для enduro несвойственны гонки — для комфортной езды мотоциклиста среднего роста его хватает. Сигналы поворота находятся выше центра головной фары, разнесены на перья вилки.
- Интересной деталью является зашита рук водителя. Перед ручками управления (уже в базовой комплектации) находятся «крылышки», выполненные из пластика квадратной формы. По мнению пользователей здесь вроде бы правильнее сделать небольшие аэродинамические накладки, но размер предустановленного варианта способна прикрыть даже самые крупные кисти рук.
- Зеркала круглые, разнесены широко. Настроек минимум, так как крепёжная часть неподвижна. По мнению некоторых пользователей — это минус, так как часть обзора закрывается плечом водителя и приходится постоянно нагибаться. Руль также неподвижен — настроек не предусмотрено. Водителям высокого роста понадобится привыкать к чисто спортивной, с наклоном корпуса вперёд, посадке.
Приборная панель
От прообраза — кроссового байка перешёл и минимализм этого блока.
Водителю доступны показания скорости и общий пробег с начала пользования. Все остальные необходимые данные представлены лампами-индикаторами. Указателя топлива среди них нет, о запасе и расходе водителю предлагается решать самостоятельно.
Большое количество металлических труб вокруг спидометра и под ним придаёт панели резкий, по-мужски жёсткий вид. Некоторое недоумение вызывает изгиб верхней трубки вперёд, в сторону ветрового стекла. Разработчики прокомментировали это как дополнительная защита для водителя от угроз впереди. Стекло разобьётся, но трубка устоит.
В зависимости от года выпуска зеркала могут отсутствовать.
Задняя часть
Оформление оптики здесь зависит от года выпуска. Первые мотоциклы имели резкий обвес.
Ни фар, ни брызговика не предусматривалось. Труба глушителя находилась практически над задним колесом. В более новых выпусках, трубу сдвинули влево, а к задней части рамы подсоединили короткий брызговик. На нём разместился задний габарит. В заводской конструкции стопа не предусмотрено, но стекло большое — можно установить рядом или использовать двухспиралку. Указателей поворота сзади нет.
CRM 250 — типичный мотоцикл для одного. Седло водителя по традиции в выемке средней части рамы, но оно короткое, никаких возможностей сесть вдвоём нет.
За водителем есть продолжение рамы, но для посадки оно не предназначено. Рядом расположен глушитель.
Отличием от многих мотоциклов другого класса является минимально возможный размер по ширине. Из-за этого бензобак поставлен «на ребро», благодаря чему внешне выглядит довольно маленьким и не сильно выделяется из общего дизайна.
Бензобак
Выступающая крышка горловины максимально прижата к приборному блоку. По заявлениям разработчиков он не меньше, чем у конкурентов.
10 л в него залить можно.
Силовая установка
Так как мотор 2-тактный, владельцу нужно было периодически доливать масло. Для этого байк был укомплектован маслобаком со своим насосом.
В углу спидометра была предусмотрена лампочка знакомая всем владельцам 2-тактной техники. Вспыхнула — надо долить масло.
Байк получил 2-тактный, 1-цилиндровый двигатель кроссовой версии, который слегка переработали для применения в Эндуро:
- рабочий объём — 247 см3;
- мощность — 41 л.с;
- количество клапанов — 2;
- охлаждение — жидкостное;
- подача топлива — карбюратор;
- зажигание — электронное;
- пуск — посредством ножки кик-стартёра;
- топливный бак — 10 (в последних моделях 11) л.
Пуск двигателя на CRM 250
Несмотря на то, что основной запуск в мотоциклетном стиле — нажатием на ножку, кнопка на руле есть. Пуск двигателя осуществляется в три шага.
- Зажигание.
- Нажатие кнопки стартёра.
- Пуск посредством педали.
Между второй и третьей разработчики рекомендуют сделать паузу в секунду-полторы. По замечаниям пользователей — кнопка на втором шаге включает не двигатель, а насос подачи масла. Именно поэтому пауза между ступенями незначительна, а нажатие кнопки требует запуска двигателя.
3-ступенчатая система позволяла без проблем запускать двигатель в любых погодных условиях, даже зимой в мороз.
Трансмиссия и сцепление
КПП байк получил от своего кроссового родителя, но разработчики тщательно перебрали коробку, уменьшив хода передач.
Для более сбалансированной тяги перенастроили передаточные числа. Работа не осталась незамеченной — коробкой пользователи довольны. Работает она по стандартному секвентальному типу — 6 ступеней + нейтраль.
Привод
Привод цепной.
В качестве эксперимента разработчики использовали ремённую передачу на нескольких партиях, но потом все версии были отозваны с рынка. По гарантийным условиям на моделях устанавливалась цепь.
Сцепление многодисковое, масляная рама. По мнению экспертов, Honda чаще использует другой вариант, с сухим картером. Но здесь разработчики учли все особенности двигателя поставив стандартную конструкцию.
Тормоза
За все 10 лет производства этой модели тормозная система претерпела всего 1 изменение.
Изначально мотоцикл комплектовался дисковой версией с гидравлическим приводом на обоих осях. Диаметр дисков был разным.
Потом, для снижения стоимости и удобства обслуживания на обе оси стали ставить идентичные диски.
Передние тормоза:
- количество дисков — 1;
- диаметр — 260 (с 1991 года — 240) мм;
- саппорт — 2.
Задние тормоза:
- количество дисков — 1;
- диаметр — 240 мм;
- саппорт — 1.
Эксплуатация
Покупателям следовало чётко знать, где они будут использовать байк.
Если это в основном внедорожные условия — выбор был идеальным.
В случае, когда планируется езда по асфальту или укатанной грунтовке с редкими выездами на бездорожье — нужно было серьёзно задуматься о необходимости покупки этой версии. Разработчики перегнули возможности настройки передних саппортов, поэтому на асфальте передний тормоз срабатывал хуже, чем на бездорожье.
Ходовые характеристики
Несмотря на своё родство с кроссовиком, максимальная скорость невелика и составляет 140 км/час.
По мнению экспертов инженеры концерна «помешаны» на безопасности. На кроссовую версию ставился такой же мотор, но для гонок его форсировали. В результате разница в максимальной скорости у байков всего 10 км. У кроссового 150 км/час.
Разгон до сотни
Разгон до 100 км не впечатляет — 8 сек, но нужно помнить, что для повышения надёжности и долговечности, характеристики мотора искусственно занизили.
Расход топлива
Своему родству с кроссовыми модель обязана и расходом топлива.
Пользователю нужно быть готовым к цифрам в 6–8 л на 100 км.
Размеры и вес
За исключением узкой ширины, которая сразу выделает представителей класса enduro, honda crm 250 по внешним параметрам мало чем отличается от мотоциклов других классов — круизера или туриста. Байк имеет:
- в длину — 2180 мм;
- в ширину — 685 мм;
- высоту — 1033 мм;
- по седлу — 860 мм.
Нельзя не отметить идеальную балансировку. Хоть седло расположено и высоко — управлять мотоциклом удобно людям любого роста от великанов до карликов.
Если мотоциклист на остановке не достаёт до земли ногами, байк можно наклонить без боязни уронить. Балансировка хорошо ощущается и в поворотах или преодолении препятствий. Опытному ездоку не стоит бояться что при входе в поворот или прыжке через бревно заднее колесо уйдёт в занос.
Сравнение с Эндуро
Копировать дизайны друг у друга является чуть ли не правилом хорошего тона.
Но иногда это приводит к тому, что пользователь стоит у двух идентичных мотоциклов, не зная что выбрать. Внешне одинаковы, на первый взгляд различия только в окрасе и названии модели.
У Honda CRM 250 таких «идентичных» двое:
- Suzuki RMX 250.
- Kawasaki KDX 250.
Поэтому далее, в виде списка будут представлены основные отличия всех трёх моделей. Параметр, затем значения для Honda, второе для Suzuki, последнее для Kawasaki:
- масса (сухая) — 125, 112, 107;
- диаметр цилиндра — 66.4, 66.4, 67;
- рабочий ход — 72, 71, 70;
- пуск — кик-стартер+ кнопка; кик-стартёр, кнопка;
- передние тормоза — диски диаметром 240, 250, 240;
- ёмкость бензобака — 10, 11, 11;
- последний год выпуска — 1999, 2004, 1993;
- цена (с пробегом по РФ) — 117 000, 120 000, 100 000.
Остальные параметры приводить нет смысла — они одинаковы для всех трёх представленных моделей.
Есть информация что у Kawasaki, в моделях первого поколения были барабанные тормоза, а выход на рабочую мощность у него достигается при меньших оборотах.
Недостатки Honda CRM 250
К сожалению минусы у модели есть, но почти все они относятся к классу лёгких enduro, а не конкретно к Honda.
Среди них:
- отсутствие защиты мотора — прыжок на острые камни может закончиться пробитием колпака картера, поэтому многие владельцы сами допиливают эту часть;
- большой расход топлива;
- сложности с поиском отдельных деталей (но есть возможность использования от других моделей бренда);
- плотная компоновка требует разбирать байк до основания даже при самых незначительных неисправностях.
В то же время качество бренда нивелирует последние два минуса.
Достоинства
Плюсов у байка больше:
- эргономичная посадка — несмотря на родство с кроссовым, сидеть удобно;
- Надёжная рама, позволяющая преодолевать любые препятствия и имеющая хороший запас прочности;
- запас мощности;
- переработанная задняя подвеска;
- большой ход передней подвески;
- лёгкость управления (для людей любого роста);
- благодаря невысокой степени сжатия двигатель служит дольше.
Заключение
Сrm 250 — идеальный образец японского качества, безопасности Honda, надёжного и неприхотливого в обслуживании enduro-байка.
Небольшой ложкой дёгтя может служить, то что настройки из стока хорошо подходят только для езды по бездорожью, но это решается при первом же ТО. При покупке нужно учесть два момента:
- Двухтактные двигатели не рассчитаны на какие-то экологические требования.
- С момента закрытия производства прошёл значительный срок, поэтому при покупке нужно внимательно осматривать байк и проверять качество работы мотора.
Идеальная балансировка позволит комфортно чувствовать себя за рулём как начинающим, так и более опытным райдерам, а подвеска поможет безопасно пройти даже самое жестокое бездорожье.
Что за херотень я только что прочитал? Автор этот мотоцикл вообще видел? В каком месте у него рама то алюминиевая? В чем сходство с движком ЦР250? Хоть одна деталь там взаимозаменяемая??
Здравствуйте, спасибо за комментарий. По раме исправили, писал статью человек, который владел этой пушкой. Он кстати и на фото. По двигателю, он использовал в ремонте детали. Уточню, какие именно это были детали! Спасибо за комментарий!
Много странных моментов в описании байка:
1. О какой кнопке на руле для пуска двигателя идёт речь? Как может масляный насос, у которого привод от коленвала, качать чего либо когда мотоцикл не заведен? У меня перед глазами лежат схемы проводки и ни на одной нету никакой кнопки стартера, ни аккумулятора который мог бы запитать насос, даже если он мог бы работать в выключенным двигателем.
2. Пассажир вполне себе помещается на мотоцикл, правда седла ему не очень много остается, и оно достаточно твердое там. Но для пассажира даже есть подножки.
3. Везде и всюду автор видит алюминий. В задней части рамы, в общей раме, еще где-то там. Удивлен что он не сказал что бензобак — алюминиевый.
4. Двигатель на CRM и на CR крайне мало похожи. Ни одной детали между ними общей нету. Некоторые незначительные детали по шасси взаимнозаменяемы, по типу суппорта, воздухозаборников на бензобак, и так далее.
5. Передач 6, а не 5. Даже на спидометре видно это, не надо быть экспертом.
Автору этого поста рекомендую не позориться и писать в будущем только о тех вещах, которые он понимает.
Спасибо за ваш комментарий, исправили недочёты! Спасибо!
Ошибок много. Но информации выдано в посту достаточно
Немогу найти на него поршень, где можно найти?