Первая презентация Хаябусы (официальное название Suzuki GSX1300R Hayabusa) датируется 1999 годом. Компания выпустила её, как ответ на модели других японских производителей, претендующих на звание самых быстрых байков в мире. До её появления такими считались «чёрный дрозд» (Honda CBR1100xx Blackbird) и ZX-11 Ninja (Kawasaki ZZR 1100).
Обе модели вышли на рынок ранее, что позволило инженерам Suzuki изучить опыт конкурентов, провести работу над ошибками, договориться с поставщиками и выпустить мотоцикл, максимальная скорость которого составила 312 км/час.
Содержание
Особенности
Однако по времени, появление модели совпало с соглашением принятым между японским и европейскими разработчиками. Опасаясь санкций со стороны мировой общественности, они приняли решение — максимальная скорость байков не должна превышать 300 км/час, по спидометру.
Чтобы не убить модель на корню, инженеры установили глушилку, (которую можно снять) снижавшую мощность, в результате чего скорость байка ограничивалась 299 км/час. В течение 7 лет Hayabusa не имела конкурентов по скорости. В 2006 году Kawasaki выпускает ZZR 1400, модель с увеличенной кубатурой, но, согласно упомянутому соглашению, её скорость становится такой же (299 км/час). Механики говорят что и эту глушилку можно снять. Правда, какой будет скорость — не уточняют.
Выпуск Хаябусы продолжается. За время производства была одна смена поколения и небольшой рестайлинг, в 2008 году и 2013 году соответственно.
Технические характеристики
Для улучшения ходовых параметров конструктора разработали два решения:
- SDTV — Suzuki Dual Throttle Valve. Представляет собой пару дополнительных дроссельных заслонок в парных (1–2 и 3–4) цилиндрах. При увеличении оборотов открываются, давая значительный прирост мощности. Управление электроникой.
- S-DMS — Suzuki Drive Mode Selector. Выбор режима отдачи мощности. Пилоту доступны три карты. А, В, С.
- Карта А — полная мощность, высокие качества.
- Карта В — немного урезает отдачу, позволяя экономить топливо.
- Карта С — мощность срезается на половину. Разработчики рекомендуют этот вариант при езде в дождь или на укатанном грунте.
Кроме этого двигатель ничем не выделялся. 4 такта, 4 цилиндра, положенных в ряд.
- Рабочий объём — 1299 (1340) см3.
- Мощность — 175 (197) л.с.
- Количество клапанов — 4.
- Охлаждение — жидкостное.
- Подача топлива — инжектор.
- Зажигание — транзисторное.
- Пуск — электростартёр.
- Топливный бак — 22 (21) л.
В скобках значения после смены поколение в 2008 году.
Трансмиссия и сцепление
На мотоцикл устанавливается 6-ступенчатая КПП и проскальзывающее сцепление.
По мнению пользователей, коробка очень эластична, можно на 5 дойти до ограничителя, а можно на 6 ехать по городу не нарушая ПДД.
Переключается хорошо, ход педали в пределах нормы, нейтралка находится сразу. Проблем коробка не создаёт.
- Сцепление — многодисковое, масляная ванна, с элементами проскальзывания. Передача усилия — трос.
- Основной привод — цепной.
Тормоза
По мнению пользователей мотоциклы первого поколения имели «ватные» тормоза. Готовя к выпуску второе, конструктора учли это мнение.
Для новой версии суппорта разработала японская фирма Tokico. Вместо 6-поршней стали использовать 4, но расположив их радиально. По мнению конструкторов, это должно было решить проблему «ватности».
Передние тормоза
- Количество дисков — 2.
- Диаметр диска — 320 (310 с 2013) мм.
- Поддержка — 6- (4-)поршневая.
Задние тормоза
- Количество дисков — 1.
- Диаметр диска — 240 (260 с 2013) мм.
- Поддержка — 1-поршневая.
С 2013 года байк получает ABS, а разработку тормозов передают итальянской фирме Brembo. Итальянцы также используют 4-поршневые скобы, но моноблоками.
Конструкция
Выбор материала для рамы диктовался основной идеей инженеров — сделать мотоцикл быстрее, чем у конкурентов.
Такие возможности предложить мог только алюминий. Для прочности конструкции использовали литье, для улучшения других параметров (скорость, управляемость, манёвренность) — электронику. Стоит отметить, что в угоду прочности некоторые детали байка делались из титана (клапана в двигателе). А в угоду скорости многие дополнительно обрабатывались.
Не доверяя собственным возможностям, часть деталей конструктора заказывали у сторонних поставщиков.
Подвеска
Подвеска байка была одним из таких решений.
Выполнялась она по классике — передняя телескопическая вилка и задний моно-амортизатор, но закупили её у компании KYB — тоже японский производитель, специализирующийся на производстве амортизаторов. Рабочие хода были 120/140 мм (перед/зад), диаметр перьев — 43 мм. Для защиты вилка имела специальное напыление (с 2008 года), и перевёрнутую схему. Владельцу предлагался полный набор возможных регулировок.
Модель отличается разработанными персонально под неё решениями, а также новыми тормозными блоками, системами охлаждения, подачи топлива, проскальзывающим сцеплением.
Экстерьер
Претензия на самый быстрый мотоцикл должна была отразится и на внешнем виде байка.
Он получил более динамичные очертания, при сравнении с обычными спортами, заниженные органы управления, подразумевающие «лежание» на баке, единый и более вытянутый обвес.
Передняя часть
17-е колесо плотно прикрывается крылом, поставленным задом наперёд. Дополнительно оно имеет большие «уши», которыми крепится не только к перьям вилки, но и к втулкам колеса. Разворот его на 180 градусов диктуется 2 моментами:
- Выступающая часть, выверенная дизайнерами позволяет улучшить аэродинамику.
- Плуг увеличенного размера закрывает радиаторы от грязи.
- Над крылом низко нависает обвес, за которым перьев вилки практически не видно.
- Головная оптика представлена большой фарой, закреплённой по центру обвеса. В зависимости от редакции байка и года издания она имела треугольные, ромбовидные или просто неправильные очертания. Пластика вокруг неё мало. На верхней грани обвеса расположено ветровое стекло, но его наклон (для аэродинамики) и небольшой размер, служат скорее элементом декора, чем реальной зашитой.
- Указатели поворота расположены по бокам от фары, он для улучшения динамики, а также увеличения потока набегающего воздуха установлены не на обвесе, а в его проёмах. Для этого же за их задней частью имеют выемки в пластике.
- Зеркала закреплены по бокам от ветрового стекла. Установив их так, инженеры сразу добились разноса, дающего хорошую картинку ситуации за мотоциклом. За счёт особенностей конструкции, зеркала не являются самой выступающей частью, но и регулировок не требуют.
Приборная панель
Сев за руль, пользователь видит перед собой пять чашек приборов выстроенных в ряд. 2 больших, сплетённых с 3 поменьше.
К первым относится тахометр (разметка до 13х1000, красная с 11х1000, рекомендуемая разработчиками — 9.5х1000) и спидометр (размечен до 300 км/час).
Чашки поменьше — это индикатор топлива (слева от тахометра), давления масла (справа от спидометра). Пятая расположена в центре панели. В ней ЖКИ-экран, куда дублируются показания всех приборов. На неё же выводятся счётчик километража и часы.
Расположение лампочек хорошо продумано. Индикатор левого поворота — над указателем топлива, правого — над указателем масла.
В центре, над экраном ещё три:
- включение нейтрали;
- бензин на исходе (подключение резерва бака);
- сheck engine.
Лампочка включения дальнего света — под указателем масла. Напротив неё — под топливным в первых версиях ставилась заглушка, потом при появлении ABS, появился индикатор её срабатывания.
Здесь же, ниже панели замок зажигания, со шторкой.
Вид сзади
В отличие от других байков, задница у бусы округлая.
- В самой выступающей части выноса — стоп и габарит. За счёт полукруглого стекла скрывающего их — видны с любого ракурса. Хоть с велосипеда, хоть с кресла дальнобойщика.
- Указатели поворота помещены в специальные стаканы, имеющие закругление в сторону передней части. Сами стаканы вынесены за пределы байка. Банки глушителя находятся под поворотниками, ниже. В каждую открывается пара камер сгорания. Под выносом катафот, ниже — место под номер.
- Седло сдвоенное, но место пассажира может быть прикрыто специальным аэродинамическим колпаком. При необходимости он легко сдвигается вперёд, затем убирается. Для каждого седока предлагается отдельный диван, место водителя чуть-чуть ниже второго номера. Каких-то удобств, ручек, ремней, подножек пассажира не предусмотрено. Посадка только спортивная, к заниженным ручкам из любого другого положения придётся тянуться.
- Форма бака спроектирована с расчётом что на него будут ложиться. Его ёмкость 21 л. До смены поколения, был на литр больше. Горловина находится ровно по центру верхней грани, закрывается стандартно. Люк со складной ручкой, под ним крышка на ключе.
Ходовые характеристики, расход топлива
Прежде чем описывать скорость стоит напомнить, что согласно соглашению байк «придушен», поэтому максимальная скорость заявленная производителями лишь отчасти соответствует истинным возможностям «бусика», как его нежно зовут владельцы.
По заводской документации — 299 км/час. По мнению пользователей, до этой отметки можно добраться на 5 передаче. Переключив на 6 — отметка легко перепрыгивается.
Разгон
Разгон с места до 100 км/час — 2.76 сек. Опять же по мнению пользователей, можно и быстрее.
Расход топлива указанные разработчиками — 5.88 л на 100 км. Российские владельцы указывают средний как 8 л, в городе до 10 л, на трассе не больше 6 л.
Размеры и вес
Смена поколения отразилась на всех внешних параметрах, за исключением клиренса и высоты по седлу.
Снаряжённая масса, со всеми жидкостями и полным баком составляет 220 кг. для второго поколения, 215 для первого. Сухая, соответственно — 198 кг, 192 кг.
Габариты:
- в длину байк вырос — с 2 140 до 2 190 мм;
- в ширину похудел — с 740 до 835 мм;
- в высоту тоже вырос — с 1 155 до 1 165 мм;
- колёсная база стала меньше — с 1 485 до 1 480 мм.
Высота по седлу — 805 мм.
Клиренс — 120 мм.
Для кого предназначен?
Довольно высокое седло, подразумевает, что комфортно чувствовать себя на байке смогут мотоциклисты среднего и выше среднего роста.
Более низким, перед покупкой стоит решить — смогут ли они раскачивать махину весом в 200 кг, чтоб поставить ногу на асфальт, когда придётся остановиться на светофоре?
Модификации Hayabusa GSX1300R
В 2007 году Suzuki представил нейкед — B-King. При создании которого, были использованы большинство решений Хаябусы, включая гоночные. Исключением стала подвеска, разработанная заново и двигатель. Убрали дополнительный функционал, переработали систему впуска, добавив тяги на низах. Максимальная скорость получилась 254 км/час.
Модель сходила с конвейера 5 лет. В 2012 году производство закрыто.
Конкуренты
Самые сильные конкуренты Хаябусы представлены во введении. По скорости они уступали. 272 км/час — Kawasaki, 287 км/час — Honda.
Кроме этого:
Honda CBR1100xx Blackbird
- 3 поршневые саппорта, поддержка комби-брейка (включение задних при задействовании передних и наоборот).
- Телескопическая вилка обычного типа, настроек нет.
- Моно-амортизатор имеет только два варианта настройки.
- Снаряжённая масса — 250 кг.
Kawasaki ZZR 1100
- Карбюратор.
- Снаряжённая масса — 270 кг.
- Ёмкость бака — 24 л.
- Расход — 5 л.
Недостатки
- Вялые родные тормоза.
- Цена.
и достоинства
- Несмотря на объёмы, можно хорошо простреливать по междурядью.
- надёжность.
- манёвренность и управляемость.
Заключение
Назвать Suzuki GSX1300R Hayabusa мотоциклом для новичков — нельзя. Хоть он и хорошо управляется, манёвренный, резкие реакции на ручку газа могут стать неприятным открытием для неопытного райдера.
В то же время, это и не мотоцикл для бывалых. Для перемещений по городу есть более комфортные байки, Брать для дальняков — разработчики рекомендуют для трассы использовать настройку с. то есть урезав все параметры на половину. А для скорости 150–180 можно найти более комфортный дорожный мотоцикл.
Вот и получается. Хайбуса — хороший байк, но в большинстве случаев это просто игрушка. Suzuki хотели сделать байк, быстрее чем «чёрный дрозд» (Honda Blackbird). Они сделали, только вот у хонды выше комфорт, манёвренность, управляемость, да и безопасность на уровне.
Мощная машина, реально быстро набирает скорость, расход топлива тоже маленьким не назовешь.
Here is an amazing offering for win. motohiro.ru
http://bit.ly/2KBE6C7
Хотелось бы разогнаться до обещанной скорости, но к сожалению, пока нет уверенности в своих навыках.
Скорость мотоцикл развивает большую, но надо быть ещё сильным духом, чтоб удержать его на дорого. Устойчивость его также восхищает в комплекте с маневренностью. Но ручку газа все же надо осторожно нажимать.
Статью писал мамкин гонщег ?
Столько бреда в одном месте я еще не видел.
Типычный дроздовод