Логическим продолжением модели VFR1200F, которую Honda предложила пользователю в 2008 году должна была стать модель двойного назначения. Именно такую последовательность концерн предложил несколькими годами ранее выпустив сначала модель VFR800F, а затем на её базе vfr800x crossrunner.
Разработчики не обманули ожиданий и в 2010 году на суд публики представляется туристический эндуро Honda VFR1200X Crosstourer. По накатанной схеме изменяются настройки двигателя, уменьшая максимальную мощность, но повышая тягу на низах, пробуется новая панель приборов и два года спустя мотоцикл уходит в серию.
Как это было ранее, модель F становится спорт-туристом, модель Х — туристом и внедорожником.
Содержание
Особенности Honda VFR1200X
Неожиданным и смелым решением стала установка роботизированной КПП, которая сразу подняла планку популярности нового мотоцикла.
Задуманный, как ответ на выпуск Yamaha Super Tenere, Crosstourer сумел значительно подвинуть её позиции как на экспортных, так и на японских рынках.
Выпуск модели продолжается, более того некоторые детали с неё переходили без значительных изменений на младшую сестру — vfr800x. В 2017 году младшая окончательно уходит в историю, представляя старшей простор для продаж.
Конструкция
Так как модель собиралась на основе спорт-туриста, новый байк получает как схожие так и разные черты. Материалом рамы в обоих случаях стал алюминий. Благодаря этому получилась довольно лёгкая конструкция, необходимую жёсткость которой обеспечило высокоточное литьё.
- Малое количество пластика в традициях эндуро повысило манёвренность и управляемость.
- Подвеску мотоцикла взяли от версии F, но для возможности безболезненного съезда с асфальта её настроили заново. Вилка-перевертыш в передней части получила все возможные регулировки (против двух у F), Диаметр перьев остался прежним — 43 мм, но рабочий ход вырос со 108 до 145 мм. Заднюю часть переработали под новые более объёмные алюминиевые кофры (которые байк получил в стоковой поставке), амортизатор также получил весь набор регулировок, а свободный ход пружин вырос до 146 мм (против 130 у спорта).
- По отзывам пользователей, амортизатор отличный, даже со вторым номером и полностью заполненными кофрами «лежачих полицейских» водитель не чувствует. Для большего комфорта переработали подножки, сделав их регулируемыми.
- Интересной идеей стало автоматическое отключение указателей поворота при первых признаках съезда с асфальта. Необычным стало решение высоты седла. Для расширения рынков продаж разработчики собирали два мотоцикла — более низкий для Японии, и стандартный для экспортных рынков.
Экстерьер
Если снять стоковые алюминиевые кофры, Crosstourer ничем не будет отличаться от обычного туриста.
Передняя часть
- Крыло короткое, поэтому вся грязь из-под колеса летит прямиком на радиатор. Плотно прижато к покрышке, между ним и верхней частью большой технологический проём, а также место для рабочего хода вилки. Обвес большой, выглядит нестандартно. Состоит как бы из двух частей. В основную центральную вмонтирована круглая фара, под которой находится выступ в виде козырька.
- Нестандартное решение для разработчика потому как ближний свет, и в последних версиях ДХО выполнены в виде отдельной сдвоенной вары, которая находится выше на обвесе. Сигналы поворота в виде светодиодных «свечек» находятся на стоечках по бокам обвеса, на уровне нижней границы ветрового стекла.
- Последнее тут не очень большое, меньше чем на прототипе, но для туриста больше и не нужно. Как и на других моделях, мотоциклист может отрегулировать его высоту, но набор настроек минимален. Нормальное, или чуть выше.
- Зеркала выступают за пределы байка наглядно показывая пользователю, сможет ли он вписаться в предполагаемое пространство не повредив «чемоданов». Если зеркала впишутся — кофры тем более. Сами зеркала не очень большие, но дорожную обстановку показывают хорошо. Из-за высоты стоек, на которых они крепятся, своих плечей не увидит даже рослый мотоциклист.
- Это, а также довольно высокая посадка мотоцикла позволяет спокойно лавировать в потоке, не боясь сшибить «уши» легковушек. Дополнительный плюс высокой посадки — безопасность поездки. Водитель байка видит обстановку впереди над крышами легковых машин.
Панель приборов
Немного странным является решение установки здесь монохромного экрана, тогда как у младшей сестры он был цветной.
В то же время назвать предлагаемый набор приборов скудным нельзя. На основной экран выведены спидометр, одометр, часы, указатели топлива и температуры. Интерес вызывает указатель топлива. Кроме стандартной для ЖКИ-экранов линейки есть возможность выяснить, сколько километров можно проехать ещё на текущей скорости. Информация приводится в середине левой части, пересчитывается в реальном времени. Обороты (тахометр) выведены на отдельный небольшой экран, находящийся над основным. Интересно что блинкер (моргалка о превышении допустимой для Японии скорости) находится здесь же на экране тахометра.
Сам экран размечен до 11х1000, красная зона начинается на 9х1000, рекомендуемые обороты — 7, 75х1000.
Дополняют информацию несколько лампочек:
- срабатывание ABS,
- мало масла;
- индикатор переключения КПП (о возможностях ниже);
- естественно есть индикаторы поворотов.
Но также на панели присутствует пара кнопочек — переключение между режимами КПП и отображением пройденной дистанции. По мнению пользователей, последний Honda могла бы сделать и поинформативней. При нажатии на кнопочку на короткое время высвечивается общий пробег, с момента выхода с завода.
Дизайн продуман хорошо, если человек видел ранее байки с ЖКИ-панелью — проблем с Crosstourer у него не возникнет. Читается экран неплохо, все необходимые показания мотоциклист может заметить одним взглядом.
Задняя часть
- Блок сигналов довольно точно повторяет передние. В центре выгнутое стекло красного цвета, за которым находятся светодиоды стопа и габарита, по бокам на отдельных стоечках — «свечки» указателей поворота. Под стопом — место для номера.
- В комплектацию байка входят три кофра, поэтому вопрос о наличии багажника не стоит. В первых версиях на мотоцикл устанавливалось стандартное для туристов седло, но в процессе развития конструкторы собрали его заново, оно стало мягче, эргономичнее, исчезла ступенька между водителем и вторым номером (разделения нет, просто части имеют разный наклон, у пассажира назад).
- Бензобак большой, вмешает 21 л (включая резерв 3,5 л). Над его видом тоже поработали. Цветовую гамму подобрали так, что при виде сбоку выточки для коленей не бросаются в глаза, а сам он выглядит продолжением переднего обвеса, придавая мотоциклу важный, и даже величественный вид.
Технические характеристики
Уже по традиции на мотоцикл установили перенастроенный двигатель от прототипа — версии F. Он также имеет 4 цилиндра, 4 такта.
Поршни стоят V-образно, но вот угол между ними уменьшили до 760. Такое решение создало потерю общей мощности, зато позволило достичь хорошей тяги на низких и средних оборотах — рабочих диапазонов для эндуро моделей.
Окончательные х-ки имели такие параметры:
- рабочий объём — 1238 см3;
- мощность — 129 л.с;
- количество клапанов — 16;
- цилиндров — 4;
- охлаждение — жидкостное;
- подача топлива — инжектор;
- зажигание — транзисторное;
- пуск — электростартёр;
- топливный бак — 21 л.
Трансмиссия и сцепление
Коробка на байке 6-ступенчатая. По умолчанию она настроена на переключение передач роботом (АКПП).
Но у пользователя есть возможность в любой момент отключить робота и перейти на стандартную механическую систему.
Робот предлагает два режима:
- S (sport), когда передачи переключаются моментально, едва позволяют обороты.
- D (dual). В этом режиме байк «думает» что мы едем по бездорожью и обороты постоянно будут меняться, поэтому вверх передачи включаются с некоторой задержкой, а вниз почти как на спорте.
Известная пользователям Хонды проработка мелочей и забота о безопасности позволила создать идеальную роботизированную коробку. Механику включают только для проверки — работает ли она.
- Основной привод осуществляет карданный вал.
- Сцепление многодисковое, масляная ванна.
- Передача усилия с ручки — гидравлической магистралью.
Тормоза
При таких параметрах двигателя и коробки байк получил соответствующие тормоза. Привод — гидромагистраль. Тип — дисковые.
Передние тормоза:
- количество дисков — 2;
- диаметр — 310 мм;
- поддержка — 3-поршневая.
Задние тормоза:
- количество дисков — 1;
- диаметр — 256 мм;
- поддержка — 3-поршневая.
Модели, отправляемые в европейские страны, получают комби-брейки + ABS (отсюда необходимость в 3-ем поршне).
По заявлениям разработчиков — последние годы решение применяется на всех байках этой модели, На более ранние можно доустановить в авторизованных сервисах.
Ходовые характеристики, расход топлива
Несмотря на пониженную мощность максимальная скорость указанная в документах на мотоцикл — 200 км/час. По мнению пользователей такую скорость можно достичь при полностью загруженных кофрах и втором номере (если есть желание потерять первое или второе). Чистый байк на хорошем автобане сумели разогнать до 235 км/час.
Расход топлива
Расход топлива скромный (по меркам класса). На 100 км полностью исправный байк при крейсерской скорости (~150 км/час) потребует всего 5,5 л.
Разгон до сотни
Указанный в документах разгон до 100 км позволит посоревноваться со многими спортами — 4 сек.
Размеры и вес
Интересно что установка роботизированной КПП меняла вес всего на 10 кг:
- Снаряжённая масса без робота (на механике) — 275 кг.
- Снаряжённая масса с АКПП — 285 кг.
Габаритные размеры поменялись всего один раз, когда производитель решил предлагать байк и на японских рынках. Изменения коснулись высоты по седлу, и соответственно клиренса. Таким образом ещё при отливке рамы было известно, куда мотоцикл отправится с завода.
- 2285 мм — в длину;
- 915 — в ширину;
- 1335 — в высоту (по зеркалам);
- Колёсная база — 1595 мм.
Высота по седлу:
- для японской версии — 810 мм;
- для всех остальных — 850 мм.
Клиренс японской версии — 165 мм, остальных — 180 мм.
Для кого предназначен?
По заявлениям разработчиков мотоцикл разрабатывался под человека среднего роста. Но если отрегулировать высоту подножек, сделать настройки руля — комфортно ездить будет и рослому байкеру.
Если же учесть наличие «японской» версии с заниженной высотой по седлу — мотоцикл может купить и низкий человек. На каверзный вопрос журналистов — относят ли разработчики к низким. девушек байкеров, был ответ — если она сумеет совладать с машиной почти 300 кг весом — почему нет. При большом количестве заказов они готовы подумать о выпуске Limited Edition — чуть облегчённой .
Модификации
Если не считать таковой заниженную японскую разработку, модификаций байк не имеет. В планах разработки таких тоже нет.
Конкуренты
На вопрос о конкурентах разработчиков кроме Super Tenere от Yamaha называют также немецкого гуся — BMW R1200GS и японского же Versys 1000 от Kawasaki.
Пользователи же на вопрос о конкурентах отвечают так:
- crosstourer лучше super tenere потреблению топлива и эргономикой;
- он лучше немца по весу и ходовым качествам;
- лучше ducati multistrada 1200, потому что редко ломается;
- ну и наконец лучше Kawasaki, потому что это Honda.
Недостатки
Минус у байка пользователи отмечают только один — зажатость режимов у робота.
Если пользователь предпочитает ехать на другой передаче, чем предлагает робот, нужно переключаться на механику. Возврат на робота включит неудобную передачу. Но есть и обходной манёвр — щёлкать режимами при попадании в пробку. По междурядью рулить на S, по свободной дороге — на D.
И также отмечают короткое переднее крыло. Если к нему приделать брызговик из старой покрышки, или удлинить заднюю часть фильтр в радиаторе придётся менять в два-три раза реже.
Достоинства
- Динамика разгона.
- Хорошие энергоёмкие подножки гасящие даже намёки на вибрацию.
- Удобное седло позволяющее без проблем ехать на далёкие дистанции, как водителю так и пассажиру.
- Надёжность.
- Умеренный расход топлива.
Заключение
Honda VFR1200X Crosstourer — идеальный мотоцикл как для дальняков, так и для городской езды.
Однако литровый объём ограничивает его использование в роли первого мотоцикла. Но если у пользователя есть опыт обращения с мощными байками Crosstourer всё-равно сумеет открыть ему что-то новое. Ведь это же HONDA!
Я бы не сказал, что расход топлива слишком уж умеренный, но общее впечатление очень приятное, особенно от степени комфортности.
Отличный мот !