Логическим продолжением модели VFR1200F, которую Honda предложила пользователю в 2008 году должна была стать модель двойного назначения. Именно такую последовательность концерн предложил несколькими годами ранее выпустив сначала модель VFR800F, а затем на её базе vfr800x crossrunner.
Разработчики не обманули ожиданий и в 2010 году на суд публики представляется туристический эндуро Honda VFR1200X Crosstourer. По накатанной схеме изменяются настройки двигателя, уменьшая максимальную мощность, но повышая тягу на низах, пробуется новая панель приборов и два года спустя мотоцикл уходит в серию.
Как это было ранее, модель F становится спорт-туристом, модель Х — туристом и внедорожником.
Содержание
Особенности Honda VFR1200X
Неожиданным и смелым решением стала установка роботизированной КПП, которая сразу подняла планку популярности нового мотоцикла.
Владельцы туристических эндуро – настоящие консерваторы, настороженно воспринимающие любые новшества. Поэтому стоит отдать должное компании Honda, рискнувшей добавить автоматическую коробку DCT в свою модельную линейку.
Задуманный, как ответ на выпуск Yamaha Super Tenere, Crosstourer сумел значительно подвинуть её позиции как на экспортных, так и на японских рынках.
Выпуск модели продолжается, более того некоторые детали с неё переходили без значительных изменений на младшую сестру — vfr800x. В 2017 году младшая окончательно уходит в историю, представляя старшей простор для продаж.
Конструкция
Так как модель собиралась на основе спорт-туриста, новый байк получает как схожие так и разные черты. Материалом рамы в обоих случаях стал алюминий. Благодаря этому получилась довольно лёгкая конструкция, необходимую жёсткость которой обеспечило высокоточное литьё.
Crosstourer задумывался как байк для путешествий, в седле которого можно провести не одну сотню километров.
- Малое количество пластика в традициях эндуро повысило манёвренность и управляемость.
- Подвеску мотоцикла взяли от версии F, но для возможности безболезненного съезда с асфальта её настроили заново. Вилка-перевертыш в передней части получила все возможные регулировки (против двух у F), Диаметр перьев остался прежним — 43 мм, но рабочий ход вырос со 108 до 145 мм. Заднюю часть переработали под новые более объёмные алюминиевые кофры (которые байк получил в стоковой поставке), амортизатор также получил весь набор регулировок, а свободный ход пружин вырос до 146 мм (против 130 у спорта).
- По отзывам пользователей, амортизатор отличный, даже со вторым номером и полностью заполненными кофрами «лежачих полицейских» водитель не чувствует. Для большего комфорта переработали подножки, сделав их регулируемыми.
- Интересной идеей стало автоматическое отключение указателей поворота при первых признаках съезда с асфальта. Необычным стало решение высоты седла. Для расширения рынков продаж разработчики собирали два мотоцикла — более низкий для Японии, и стандартный для экспортных рынков.
Экстерьер
Если бы возникла необходимость описать модель VFR1200X Crosstourer двумя словами, то скорее всего это были бы «безопасность» и «комфорт».
Если снять стоковые алюминиевые кофры, Crosstourer ничем не будет отличаться от обычного туриста.
Передняя часть
- Крыло короткое, поэтому вся грязь из-под колеса летит прямиком на радиатор. Плотно прижато к покрышке, между ним и верхней частью большой технологический проём, а также место для рабочего хода вилки. Обвес большой, выглядит нестандартно. Состоит как бы из двух частей. В основную центральную вмонтирована круглая фара, под которой находится выступ в виде козырька.
- Нестандартное решение для разработчика потому как ближний свет, и в последних версиях ДХО выполнены в виде отдельной сдвоенной вары, которая находится выше на обвесе. Сигналы поворота в виде светодиодных «свечек» находятся на стоечках по бокам обвеса, на уровне нижней границы ветрового стекла.
- Последнее тут не очень большое, меньше чем на прототипе, но для туриста больше и не нужно. Как и на других моделях, мотоциклист может отрегулировать его высоту, но набор настроек минимален. Нормальное, или чуть выше.
- Зеркала выступают за пределы байка наглядно показывая пользователю, сможет ли он вписаться в предполагаемое пространство не повредив «чемоданов». Если зеркала впишутся — кофры тем более. Сами зеркала не очень большие, но дорожную обстановку показывают хорошо. Из-за высоты стоек, на которых они крепятся, своих плечей не увидит даже рослый мотоциклист.
- Это, а также довольно высокая посадка мотоцикла позволяет спокойно лавировать в потоке, не боясь сшибить «уши» легковушек. Дополнительный плюс высокой посадки — безопасность поездки. Водитель байка видит обстановку впереди над крышами легковых машин.
Панель приборов
Немного странным является решение установки здесь монохромного экрана, тогда как у младшей сестры он был цветной.
В то же время назвать предлагаемый набор приборов скудным нельзя. На основной экран выведены спидометр, одометр, часы, указатели топлива и температуры. Интерес вызывает указатель топлива. Кроме стандартной для ЖКИ-экранов линейки есть возможность выяснить, сколько километров можно проехать ещё на текущей скорости. Информация приводится в середине левой части, пересчитывается в реальном времени. Обороты (тахометр) выведены на отдельный небольшой экран, находящийся над основным. Интересно что блинкер (моргалка о превышении допустимой для Японии скорости) находится здесь же на экране тахометра.
Сам экран размечен до 11х1000, красная зона начинается на 9х1000, рекомендуемые обороты — 7, 75х1000.
Дополняют информацию несколько лампочек:
- срабатывание ABS,
- мало масла;
- индикатор переключения КПП (о возможностях ниже);
- естественно есть индикаторы поворотов.
Слева от дисплея – пластиковая ручка, предназначенная для быстрой регулировки ветровика прямо на ходу.
Но также на панели присутствует пара кнопочек — переключение между режимами КПП и отображением пройденной дистанции. По мнению пользователей, последний Honda могла бы сделать и поинформативней. При нажатии на кнопочку на короткое время высвечивается общий пробег, с момента выхода с завода.
Дизайн продуман хорошо, если человек видел ранее байки с ЖКИ-панелью — проблем с Crosstourer у него не возникнет. Читается экран неплохо, все необходимые показания мотоциклист может заметить одним взглядом.
Задняя часть
- Блок сигналов довольно точно повторяет передние. В центре выгнутое стекло красного цвета, за которым находятся светодиоды стопа и габарита, по бокам на отдельных стоечках — «свечки» указателей поворота. Под стопом — место для номера.
- В комплектацию байка входят три кофра, поэтому вопрос о наличии багажника не стоит. В первых версиях на мотоцикл устанавливалось стандартное для туристов седло, но в процессе развития конструкторы собрали его заново, оно стало мягче, эргономичнее, исчезла ступенька между водителем и вторым номером (разделения нет, просто части имеют разный наклон, у пассажира назад).
- Бензобак большой, вмешает 21 л (включая резерв 3,5 л). Над его видом тоже поработали. Цветовую гамму подобрали так, что при виде сбоку выточки для коленей не бросаются в глаза, а сам он выглядит продолжением переднего обвеса, придавая мотоциклу важный, и даже величественный вид.
Технические характеристики
Уже по традиции на мотоцикл установили перенастроенный двигатель от прототипа — версии F. Он также имеет 4 цилиндра, 4 такта.
Поршни стоят V-образно, но вот угол между ними уменьшили до 760. Такое решение создало потерю общей мощности, зато позволило достичь хорошей тяги на низких и средних оборотах — рабочих диапазонов для эндуро моделей.

V-образный движок можно назвать «бездонным» – ему абсолютно безразлично, едите ли вы один по городу или с полной загрузкой обгоняете фуру на трассе.
Окончательные х-ки имели такие параметры:
- рабочий объём — 1238 см3;
- мощность — 129 л.с;
- количество клапанов — 16;
- цилиндров — 4;
- охлаждение — жидкостное;
- подача топлива — инжектор;
- зажигание — транзисторное;
- пуск — электростартёр;
- топливный бак — 21 л.
Трансмиссия и сцепление
Коробка на байке 6-ступенчатая. По умолчанию она настроена на переключение передач роботом (АКПП).
Но у пользователя есть возможность в любой момент отключить робота и перейти на стандартную механическую систему.

Ручное понижение передачи инициируется клавишей «минус» на левой рукоятке. А ещё здесь масса кнопок, к которым надо привыкнуть.
Робот предлагает два режима:
- S (sport), когда передачи переключаются моментально, едва позволяют обороты.
- D (dual). В этом режиме байк «думает» что мы едем по бездорожью и обороты постоянно будут меняться, поэтому вверх передачи включаются с некоторой задержкой, а вниз почти как на спорте.
Известная пользователям Хонды проработка мелочей и забота о безопасности позволила создать идеальную роботизированную коробку. Механику включают только для проверки — работает ли она.
- Основной привод осуществляет карданный вал.
- Сцепление многодисковое, масляная ванна.
- Передача усилия с ручки — гидравлической магистралью.
Тормоза
При таких параметрах двигателя и коробки байк получил соответствующие тормоза. Привод — гидромагистраль. Тип — дисковые.
Передние тормоза:
- количество дисков — 2;
- диаметр — 310 мм;
- поддержка — 3-поршневая.
Задние тормоза:
- количество дисков — 1;
- диаметр — 256 мм;
- поддержка — 3-поршневая.
Модели, отправляемые в европейские страны, получают комби-брейки + ABS (отсюда необходимость в 3-ем поршне).
По заявлениям разработчиков — последние годы решение применяется на всех байках этой модели, На более ранние можно доустановить в авторизованных сервисах.
Ходовые характеристики, расход топлива

Мотоцикл уверенно чувствует себя на извилистых дорогах, уверенно и предсказуемого проходя крутые повороты.
Несмотря на пониженную мощность максимальная скорость указанная в документах на мотоцикл — 200 км/час. По мнению пользователей такую скорость можно достичь при полностью загруженных кофрах и втором номере (если есть желание потерять первое или второе). Чистый байк на хорошем автобане сумели разогнать до 235 км/час.
Расход топлива
Расход топлива скромный (по меркам класса). На 100 км полностью исправный байк при крейсерской скорости (~150 км/час) потребует всего 5,5 л.
Разгон до сотни
Указанный в документах разгон до 100 км позволит посоревноваться со многими спортами — 4 сек.
Размеры и вес
Интересно что установка роботизированной КПП меняла вес всего на 10 кг:
- Снаряжённая масса без робота (на механике) — 275 кг.
- Снаряжённая масса с АКПП — 285 кг.
Габаритные размеры поменялись всего один раз, когда производитель решил предлагать байк и на японских рынках. Изменения коснулись высоты по седлу, и соответственно клиренса. Таким образом ещё при отливке рамы было известно, куда мотоцикл отправится с завода.
- 2285 мм — в длину;
- 915 — в ширину;
- 1335 — в высоту (по зеркалам);
- Колёсная база — 1595 мм.
Высота по седлу:
- для японской версии — 810 мм;
- для всех остальных — 850 мм.
Клиренс японской версии — 165 мм, остальных — 180 мм.
Для кого предназначен?
По заявлениям разработчиков мотоцикл разрабатывался под человека среднего роста. Но если отрегулировать высоту подножек, сделать настройки руля — комфортно ездить будет и рослому байкеру.
Если же учесть наличие «японской» версии с заниженной высотой по седлу — мотоцикл может купить и низкий человек. На каверзный вопрос журналистов — относят ли разработчики к низким. девушек байкеров, был ответ — если она сумеет совладать с машиной почти 300 кг весом — почему нет. При большом количестве заказов они готовы подумать о выпуске Limited Edition — чуть облегчённой .
Модификации
Если не считать таковой заниженную японскую разработку, модификаций байк не имеет. В планах разработки таких тоже нет.
Конкуренты
На вопрос о конкурентах разработчиков кроме Super Tenere от Yamaha называют также немецкого гуся — BMW R1200GS и японского же Versys 1000 от Kawasaki.
Пользователи же на вопрос о конкурентах отвечают так:
- crosstourer лучше super tenere потреблению топлива и эргономикой;
- он лучше немца по весу и ходовым качествам;
- лучше ducati multistrada 1200, потому что редко ломается;
- ну и наконец лучше Kawasaki, потому что это Honda.
Недостатки
Минус у байка пользователи отмечают только один — зажатость режимов у робота.
Если пользователь предпочитает ехать на другой передаче, чем предлагает робот, нужно переключаться на механику. Возврат на робота включит неудобную передачу. Но есть и обходной манёвр — щёлкать режимами при попадании в пробку. По междурядью рулить на S, по свободной дороге — на D.
И также отмечают короткое переднее крыло. Если к нему приделать брызговик из старой покрышки, или удлинить заднюю часть фильтр в радиаторе придётся менять в два-три раза реже.
Достоинства

На ходу Crosstourer ощущается удивительно легким в сравнении с аналогичными моделями конкурирующих компаний.
- Динамика разгона.
- Хорошие энергоёмкие подножки гасящие даже намёки на вибрацию.
- Удобное седло позволяющее без проблем ехать на далёкие дистанции, как водителю так и пассажиру.
- Надёжность.
- Умеренный расход топлива.
Заключение
Honda VFR1200X Crosstourer — идеальный мотоцикл как для дальняков, так и для городской езды.
Однако литровый объём ограничивает его использование в роли первого мотоцикла. Но если у пользователя есть опыт обращения с мощными байками Crosstourer всё-равно сумеет открыть ему что-то новое. Ведь это же HONDA!
Я бы не сказал, что расход топлива слишком уж умеренный, но общее впечатление очень приятное, особенно от степени комфортности.
Отличный мот !